Механизм передвижения крана

Механизм передвижения — это один из основных узлов подъемных кранов, обеспечивающий их горизонтальное перемещение. В зависимости от типа крана, он может обеспечивать как движение всего крана по направляющим (например, мостового или козлового крана), так и движение отдельных его частей — тележки с грузом, стрелы, поворотной платформы и т. д.

От исправной работы механизма передвижения зависит не только производительность крана, но и безопасность при транспортировке грузов.

Основные функции механизма передвижения

  • Обеспечение движения крана или его элементов в продольном или поперечном направлении.
  • Перемещение груза в заданную точку рабочей зоны.
  • Обеспечение плавного разгона, торможения и остановки без раскачивания груза.
  • Устойчивость и безопасность при перемещении.

Основные типы механизмов передвижения

1. Механизм передвижения крана (моста или всей конструкции)

Применяется в:

  • Мостовых кранах — движение вдоль подкрановых путей.
  • Козловых кранах — передвижение по рельсам, расположенным на земле.
  • Башенных кранах на рельсовом ходу.

2. Механизм передвижения грузовой тележки

Используется в мостовых и козловых кранах, где лебёдка с крюком перемещается вдоль пролёта моста. Это обеспечивает перемещение груза в поперечном направлении.

Конструкция механизма передвижения

В классическом исполнении механизм включает в себя следующие основные узлы:

1. Ходовые колёса

Колёса могут быть:

  • Приводными — соединены с редуктором и электродвигателем.
  • Холостыми (неприводными) — следуют за приводными, устанавливаются для равномерного распределения массы.

Изготавливаются из высокопрочной стали с термообработкой обода для износостойкости. Могут иметь:

  • цилиндрическую поверхность качения (для прямолинейного хода),
  • конусную или с ребордами (для обеспечения устойчивости на рельсах).

2. Редуктор

Передаёт и преобразует вращение электродвигателя. Часто используется цилиндрический или червячный редуктор, реже — планетарный. Уменьшает обороты и увеличивает крутящий момент.

3. Электродвигатель

Приводит в движение колёсные пары. В современных кранах часто используются двигатели с частотным регулированием, позволяющие:

  • менять скорость движения;
  • обеспечить плавный пуск/торможение;
  • уменьшить нагрузку на механизмы.

Типичные двигатели: асинхронные трёхфазные с короткозамкнутым ротором.

4. Муфта

Соединяет электродвигатель и редуктор, компенсируя несоосность валов. Бывают упругими, зубчатыми, втулочно-пальцевыми. Обеспечивают передачу крутящего момента и снижение вибраций.

5. Тормоз

Устанавливается на валу электродвигателя или редуктора. Предотвращает самопроизвольное движение крана, особенно при выключении питания. Чаще всего применяются:

  • Колодочные тормоза с электромагнитным или гидротолкателем;
  • Дисковые тормоза — в компактных и современных системах.

6. Каркас тележки (рама)

Жёсткая сварная конструкция, на которой размещаются ходовые колеса, редукторы, двигатели и тормоза. Должна обеспечивать прочность, геометрическую стабильность и устойчивость при нагрузках.

Принцип работы механизма

  1. Оператор подаёт команду на движение (вперёд, назад, влево, вправо).
  2. Электродвигатель запускается, его вращение передаётся через муфту на редуктор.
  3. Редуктор понижает обороты и увеличивает момент, передавая его на приводные колёса.
  4. Кран или тележка начинают движение по рельсам.
  5. При остановке срабатывает тормоз, фиксируя позицию.

Системы управления

Современные механизмы передвижения могут иметь:

  • Контакторную систему управления — традиционный вариант с пускателями.
  • Частотно-регулируемое управление — плавный пуск и торможение, антивибрация.
  • Интеллектуальные системы позиционирования — особенно актуально в автоматизированных кранах.

Особенности эксплуатации

  • Плавность хода — критична для предотвращения раскачивания груза.
  • Защита от перекоса крана — особенно в мостовых и козловых кранах, при неравномерной нагрузке на ходовые тележки.
  • Регулярная проверка состояния колёс — износ и овальность могут вызывать вибрации и перекос.
  • Контроль натяжения и синхронности приводов с двух сторон моста — предотвращение диагонального смещения.
  • Смазка редукторов и подшипников — обязательна по графику.

Разновидности приводов

  • Односторонний привод — привод только на одну тележку. Применяется при малой длине пролёта и небольшой грузоподъёмности.
  • Двусторонний привод (синхронизированный) — обе стороны крана приводятся в движение, часто через отдельные моторы. Требует точной синхронизации.

Примеры применения

  • Мостовой кран: тележка перемещается по мосту, а сам мост — по подкрановым путям.
  • Козловой кран: перемещение всей конструкции вдоль рельсов, установленных на земле.
  • Башенный кран на рельсовом ходу: весь кран перемещается вдоль строительной площадки.
  • Портальные краны: механизмы передвижения работают в условиях ветровых и динамических нагрузок.

Механизм передвижения — это важнейший компонент подъемного крана, обеспечивающий его подвижность и расширяющий рабочую зону. Его надёжность, точность и согласованность с другими системами определяют эффективность и безопасность выполнения грузоподъёмных операций. Правильный выбор типа привода, регулярное техническое обслуживание и соблюдение режимов работы — залог долговечной службы механизма.

Пролистать наверх