Механизм поворота башенных и поворотных кранов

Механизм поворота — важнейший компонент башенных и других поворотных кранов, обеспечивающий вращение поворотной части крана (стрелы или всей верхней конструкции) относительно вертикальной оси. От его надёжности, плавности работы и точности позиционирования зависит эффективность крановых операций на стройплощадке или производстве.

Назначение механизма поворота

Механизм поворота предназначен для:

  • вращения стрелы или поворотной платформы вокруг вертикальной оси;
  • наведения груза в нужную зону работы;
  • точного позиционирования груза;
  • компенсации инерции и раскачивания при остановке.

Где применяется механизм поворота

  • Башенные краны — поворачивается верхняя часть крана (вращающаяся башня со стрелой, противовесом и механизмами).
  • Поворотные краны — стрела или стреловая часть поворачивается относительно вертикальной стойки (например, краны консольного типа, портальные, на колонне).
  • Плавучие, железнодорожные, автомобильные краны — также имеют поворотную платформу.

Конструкция механизма поворота

Механизм поворота состоит из следующих основных компонентов:

1. Поворотный круг (опорно-поворотное устройство)

Основной несущий элемент, соединяющий поворотную и неподвижную части крана. Представляет собой:

  • крупногабаритный подшипник с зубчатым венцом;
  • с внутренним или наружным зацеплением;
  • способен воспринимать радиальные и осевые нагрузки, а также крутящий момент.

Поворотный круг крепится к нижней неподвижной части и служит основой для поворотной конструкции.

2. Привод поворота

Основной источник крутящего момента. Может быть:

  • электрическим (наиболее распространён),
  • гидравлическим (в мобильных и тяжёлых кранах),
  • пневматическим (редко, в специфических условиях).

Электродвигатель обычно асинхронный, с короткозамкнутым ротором. Часто применяется частотное регулирование для плавного пуска и торможения.

3. Редуктор поворота

Необходим для увеличения крутящего момента. В конструкциях поворотного механизма чаще всего используются:

  • Цилиндрические редукторы;
  • Планетарные редукторы — компактные, с высоким КПД и большим передаточным числом;
  • Комбинированные схемы (редуктор + планетарный механизм).

Редуктор обеспечивает передачу вращения от двигателя к шестерне зацепления с поворотным кругом.

4. Шестерня (или шестерни)

Шестерня механизма поворота входит в зацепление с зубчатым венцом поворотного круга. В зависимости от конструкции может использоваться:

  • одна крупная шестерня;
  • две или более синхронно работающих шестерни для равномерного распределения усилий и повышения надёжности.

5. Тормоз

Обеспечивает остановку и удержание поворотной части в заданной позиции. Основные типы тормозов:

  • Колодочные электромагнитные;
  • Дисковые пружинно-аккумулирующие;
  • Гидравлические тормоза — для тяжёлых конструкций.

Тормоз срабатывает при отключении питания или по команде оператора. Может использоваться демпфер или замедляющее торможение для гашения инерции.

Принцип работы механизма поворота

  1. Оператор даёт команду на поворот стрелы или платформы.
  2. Электродвигатель запускается, передавая вращение через муфту на редуктор.
  3. Редуктор преобразует высокооборотное движение в медленное, но с высоким крутящим моментом.
  4. Выходной вал редуктора вращает шестерню, зацепленную с зубьями поворотного круга.
  5. Вся поворотная часть крана начинает вращение вокруг вертикальной оси.
  6. При остановке включается тормоз, удерживая поворотную часть в фиксированной позиции.

Требования к работе и обслуживанию

  • Плавность запуска и торможения: особенно важно для башенных кранов, чтобы избежать раскачивания груза.
  • Синхронность при многоприводных системах — исключает заклинивание и неравномерную нагрузку на зубчатое зацепление.
  • Контроль состояния зубьев поворотного круга и шестерен — износ или зазоры приводят к ударам, вибрациям и выходу из строя.
  • Регулярная смазка опорно-поворотного подшипника и зубчатой передачи.
  • Проверка состояния тормозной системы — должна надёжно удерживать стрелу в нужном положении даже при сильном ветре.

Особенности механизма поворота башенного крана

  • Расположен в верхней части башни, соединяет поворотную часть с неповоротной.
  • Испытывает большие нагрузки от веса стрелы, груза, противовеса и ветрового давления.
  • Часто используется двухприводная схема для равномерного вращения и избежания перекоса.
  • В современных моделях применяется частотное регулирование, что даёт:
    • плавность хода;
    • энергоэффективность;
    • защиту от перегрузок;
    • возможность автоматической парковки стрелы.

Защита от самопроизвольного вращения

Для обеспечения безопасности механизм поворота снабжается:

  • тормозами с самоблокировкой;
  • системами удержания при ветровых нагрузках;
  • электронными ограничителями поворота (ограничение зоны работы);
  • датчиками положения стрелы (в системах автоматизированного управления).

Механизм поворота является ключевым элементом для функциональности башенных и поворотных кранов. Он обеспечивает вращение стрелы или поворотной платформы, расширяя рабочую зону крана и позволяя точно позиционировать груз. Современные системы управления и качественные компоненты позволяют достичь высокой точности, безопасности и надёжности. Однако, его эксплуатация требует регулярного технического обслуживания, контроля состояния зубчатых передач и эффективной системы торможения.

Пролистать наверх